Новости

05.06.2020

Борис Титов: в отрасль развлекательных мероприятий вовлечено слишком много людей, чтобы государство оставляло их наедине со своими проблемами

Для спасения десятков тысяч людей, занятых в организации зрелищных мероприятий, государство должно более четко обрисовать перспективы возвращения отрасли к работе. Об этом Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил в ходе онлайн-конференции «Индустрия развлечений в условиях пандемии», участие в которой приняли более 20 представителей индустрии, в том числе Сергей Шнуров, Григорий Лепс, Павел Лунгин, владельцы крупнейших промоутерских агентств, лейблов и концертных площадок.

Из всех отраслей экономики шоу-бизнес оказался, пожалуй, в самом тяжелом и двусмысленном положении. Публичные мероприятия по-прежнему под запретом, и их возобновление в лучшем случае намечено на последний этап отмены противокоронавирусных ограничений. Между тем в отрасли развлечений занято множество людей, и каждая высокооплачиваемая «звезда» своими заработками финансирует зарплаты десятков человек персонала.

«Сегодня у россиян на руках несколько миллионов билетов на мероприятия, которые отложены из-за противоэпидемических ограничений, - напомнил глава концертного агентства «Мельница» Сергей Мельников. - Если все они сразу потребуют денег назад, то отрасль просто умрет, а денег люди назад полностью все равно не получат, потому что большая часть из них уже вложена в производство шоу.

«Нужен особый порядок, который позволит не возвращать деньги за те мероприятия, которые можно перенести, - считает генеральный директор билетного оператора Kassy.ru Артем Горный. - По аналогии с авиабилетами ввести ваучеры с отсрочкой на 6 месяцев. И за полгода невозможно восстановить и половину того, что было, но так появятся хоть какие-то шансы».

«Если еще три месяца пройдет в режиме полного запрета на массовые мероприятия, на этом рынке останется мало кто из системных игроков, - отметил Борис Титов. - Чем можно помочь? Самое важное, на наш взгляд – решить вопрос с уже купленными билетами. Будем выступать с соответствующей инициативой. Плюс нужно как можно скорее разрешить закрытые, так называемые «неафишные» мероприятия, то есть корпоративы – с соблюдением всех санитарных норм. В ближайшее время обратимся по этому поводу к главе Роспотребнадзора».

«Мы наблюдаем противоречие элементарной логике, - недоумевает совладелец площадок «Arena Moscow» и «Arbat Hall» Анатолий Сульянов. - В Москве запрещены любые мероприятия численностью более 50 человек. Но на лето намечены чрезвычайно массовые мероприятия – от книжного фестиваля на Красной площади до голосования по поправкам в Конституцию, в котором примут участие десятки миллионов человек. Но почему же тогда отрасль, которая достаточно организована и готова соблюдать все меры - раздавать маски, устанавливать санитайзеры в концертных залах, проводить фестивали на открытом воздухе - до сих пор не понимает, когда она получит хоть какое-то право на возрождение?

Это вопрос к Роспотребнадзору. Если вы скажете, что, условно, с 1 сентября можно будет проводить мероприятия на полторы-три тысячи участников, мы переформатируем отрасль, дадим ей дышать. Будет вторая волна эпидемии – снова закроемся. Но появится хоть какая-то перспектива».

Борис Титов предложил продвигать инициативы через институт общественных уполномоченных. Так что, очевидно, вскоре в России появится отдельный омбудсмен по развлекательным мероприятиям. И это станет лишь начальным этапом объединения отрасли.

«Если мы не едины, то нас и нет, - уверен инициатор конференции, музыкант и общественный деятель Сергей Шнуров. - Мы действительно никогда не заявляли себя как отрасль. Нужно объединение, я бы его назвал Ассоциацией независимых культурно-массовых мероприятий. И нам есть кого защищать. Шоу-бизнес очень мультипликативен, он дает работу множеству людей – и не только творческих профессий, а много кому еще – и техникам, и водителям, и официантам, и гардеробщицам. Надеюсь, что общая беда поможет преодолеть противоречия».

«В глазах государства мы пока что неорганизованный хаос, - соглашается глава промоутерской компании TCI Эдуард Ратников. - Власть нас не видит, мы для них барыги, какие-то странные люди. Надо иметь профессиональные объединения по каждому направлению нашей отрасли, чтобы поставить блоки всяким аферюгам».

«Наша индустрия для государства формально не существует, - подтверждает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. - Возьмите ежегодник Росстата - там нет ни концертной деятельности, ни ивентов, ни негосударственных театров. Все это «зашито» в услуги населению, вместе с прачечными и ремонтом обуви. Министерство культуры РФ отвечает за подведомственные ему организации - и только. В законодательстве есть чудовищный бастард, оставшийся со сталинских времен - «театрально-зрелищные, зрелищно-развлекательные, культурно-просветительные мероприятия» - без расшифровки. ОКВЭД 90.01 применяется к множеству организаций, в том числе и к государственным театрам. А вот у большинства ивентеров ОКВЭДы другие - по разным причинам. Упорядочить отрасль может только новый Закон о культуре, соответствующий ситуации современного цифрового мира - но сейчас явно не до этого».

Возврат к списку